Участники Фонда – это ветераны подразделений специального назначения органов госбезопасности «Вымпел», «Альфа», ФСБ, СВР, Пограничных войск, ГРУ ГШ МО РФ, МВД, Внутренних войск.
«Вместе мы — сила!..»

ФОНД ВЕТЕРАНОВ И СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И СПЕЦСЛУЖБ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Помним

Вечная память!Соболезнуем об уходе нашего товарища, члена Фонда «Вымпел-Гарант», члена попечительского совета нашего сообщества Рената Ибрагимов

Ветераны о Вымпеле

В этом разделе вы прочитаете воспоминания офицеров Отдельного Учебного Центра о своей службе.

Павлов Вячеслав Алексеевич

 

Валерий Киселёв

Книги и стихи Валерия Киселёва

Книга Валерия Киселёва «Реквием Вымпелу» стала бестселлером в 2020 и 2021 годах.

Об авторе

Книги

Стихи

Смыслы

Бизнес "Вымпел-гарант"

Серебряные маски и дезинфекционные боксы

Наш партнер НПК "Стерил" производит маски и боксы для защиты от вирусов и инфекций.

Каждый участник фонда имеет право заработать здесь денег. Официально! Просто нужны ваши связи!

Договор

Информация

Заказать прайс

Перейти на сайт

Соратники Фонда:

Коллаж «Легенды Вымпела»

Кадетские классы "ВЫМПЕЛ"

Благодарственные письма. Отзывы
Здесь в...

Мемориал погибших

Подготовка и тестирование

Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Дружба на острие меча

50 лет назад был создан легендарный КУОС - кузница спецназа КГБ СССР.

Ровно 50 лет назад родилась кузница сил специального назначения КГБ СССР. Она получила свое законодательное оформление 19 марта 1969 года, когда было принято закрытое постановление Совета Министров СССР о создании в составе Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС). В том же году для них был выделен сверхсекретный объект, расположенный на 25-м километре Горьковского шоссе («Объект», «Балашиха»). Принимая это решение, высшее политическое руководство СССР исходило из того, что в условиях «холодной войны» вокруг советских границ США и НАТО создали более пятисот военных баз, нацеленных на перевод войны из «холодной» фазы в «горячую». Кто должен был отражать эту угрозу? Армия для этого не подходит – это последний аргумент. Решение подсказали события в Чехословакии 1968 года, а за основу был взят опыт 4-го (разведывательно-диверсионного) Управления НКВД СССР, в оперативном подчинении которого находилась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения – знаменитый ОМСБОН, самое эффективное воинское формирование периода Великой Отечественной войны, представлявшее собой кадровый резерв сил спецопераций в тылу противника. Такими же резервистами на особый период стали слушатели КУОС. Это были действующие сотрудники территориальных управлений КГБ СССР, которые за 7 месяцев овладевали на КУОС навыками разведки и могли передавать шифротелеграммы по рации, минировать и качественно подрывать объекты взрывчаткой собственного изготовления, владели тактикой боя малыми группами, получали языковую подготовку. Слушатели обучались в реальных боевых условиях, с обозначенным противником, в экстремальных ситуациях. Их учили переносить жару, терпеть голод, действовать ночью, спать на снегу. После этого выпускники зачислялись в спецрезерв КГБ, продолжая службу там, откуда они были командированы. Отличительной особенностью КУОС являлась подлинная дружба и взаимовыручка, причем преподаватели, в отличие от любых других курсов, также участвовали в командировках в «горячие точки», проходили воздушно-десантную и горную подготовку, наравне со слушателями участвовали в тактических занятиях и комплексных учениях. События в Афганистане полностью подтвердили правильность данной концепции подготовки оперативно-боевых групп внешнеполитической разведки КГБ СССР. Многие выпускники КУОС прекрасно зарекомендовали себя при выполнении интернационального долга и в других странах и были награждены высокими наградами Родины. В 1981 году на базе КУОС была создана группа «Вымпел», которая действовала уже на постоянной основе и стала кадровым боевым профессиональным подразделением, разведкой специального назначения.

Г.И. Бояринов, А.Н. Ботян, Ф.С. Быстряков. 1972 г.

Как всегда, памятные мероприятия начались утром у могилы первого руководителя КУОС, Героя Советского Союза, полковника Григория Ивановича Бояринова, погибшего при штурме дворца Амина в Кабуле 27 декабря 1979 года. Пожилые немногословные офицеры-диверсанты съехались со всех просторов бывшего Союза. Атмосфера незабываемая, здесь буквально на расстоянии чувствуешь плечо товарища, особую сплоченность, подлинную дружбу. Здесь и участник штурма дворца Амина, начальник КУОС в 1983-1993 годах, полковник Сергей Александрович Голов, и Герой Советского Союза, выпускник КУОС, ветеран групп «Зенит» и «Каскад», полковник Виталий Степанович Белюженко, и выпускник КУОС, председатель Совета ветеранов Службы внешней разведки, участник штурма дворца Амина, генерал-лейтенант Александр Титович Голубев, и сын Григория Ивановича Бояринова – Андрей Бояринов, и Игорь Пантелеймонович Гиоргадзе – генерал-лейтенант, министр госбезопасности Грузии в 1993-1995 годах, выпускник КУОС (кстати, о языковой подготовке – владеет русским, грузинским, турецким, французским, сербскохорватским, азербайджанским), и председатель попечительского совета Фонда «КУОС-Вымпел», полковник Леонид Михайлович Смоляр, и дочь легендарного генерала Эйингона Муза Малиновская, председатель правления Фонда «Вымпел-Гарант», секретарь Союза Писателей России, полковник Валерий Юрьевич Киселёв, и многие другие. Несмотря на дождь, настроение было приподнятым. Затем все сели в автобусы и переехали в Ассоциацию ветеранов Группы «Вымпел», куда из Балашихи перенесена «Аллея Славы», на которой увековечены имена всех погибших сотрудников спецподразделений госбезопасности. На торжественном митинге выступили президент Фонда Валерий Владимирович Попов и Игорь Пантелеймонович Гиоргадзе. После посещения музея группы «Вымпел» и мемориального кабинета создателя «Вымпела», начальника Управления «С» (нелегальная разведка) КГБ СССР, генерал-майора Юрия Ивановича Дроздова все снова погрузились в автобусы и праздничные мероприятия продолжились на одном из объектов культурного назначения города Москвы.

Первым выступил участник Великой Отечественной войны, почетный сотрудник госбезопасности, много лет проработавший непосредственно под руководством Павла Анатольевича Судоплатова, полковник Иван Павлович Евтодьев. Он поблагодарил Фонд содействия ветеранам органов госбезопасности «КУОС-Вымпел» им. Героя Советского Союза Г.И. Бояринова за организацию этой юбилейной встречи и сказал: «Позади 50 лет КУОС – большая дата! Но КУОС возник не на ровном месте – опыт Великой Отечественной войны, международная обстановка требовали, чтобы у нас были подразделения, которые могли бы выполнять специальные задания далеко за рубежом в особый период. Первое, что было создано после войны – это бригада наподобие ОМСБОН, которая сделала много полезного, поскольку руководили ей опытные сотрудники, которые знали, что такое война, что такое противник. Одним из них был генерал-лейтенант Фадейкин Иван Анисимович, который прошел войну с 1941 года, был комиссаром, командиром полка, командиром дивизии, имел ранения. Именно он начал первым готовить не только бойцов, но и руководителей отрядов специального назначения. Эта идея была верной, но потребовалось много времени, чтобы ее воплотить. И только 50 лет назад вышло постановление правительства о создании КУОС. Началась новая эра в подготовке разведчиков-диверсантов. Вы знаете на своем опыте, что значит воевать хорошо подготовленными, а что значит идти в бой на голом энтузиазме. Вы прошли Афганистан и другие горячие точки. Сейчас перед нами стоит задача улучшения военно-патриотической подготовки молодежи. Примеров для этого немало в истории Великой Отечественной войны, в истории органов НКВД-КГБ, да и сами вы знаете, что значит мужество, что значит стойкость, что значит героизм. Знаете, как вести себя в той или иной ситуации. А примеров много. Вот только некоторые из них – Герои Советского Союза Кузнецов Николай Иванович, Мирковский Евгений Иванович, Лягин Виктор Александрович, Молодцов Владимир Александрович, Кудря Иван Данилович и многие другие. Поздравляю всех вас с нашим большим праздником! Пусть наше братство, наша Служба будут еще крепче, еще лучше. Гордиться Славою своих предков не только можно, но и должно – как сказал великий Пушкин!»
А вот мнение еще одного ветерана внешней разведки: «На КУОС я учился в 1972 году, уже имея определенный стаж службы в органах госбезопасности. Учился я в одной группе с Яковом Фёдоровичем Семёновым. Мы даже дружили семьями. Считаю, что КУОС был тем учебным заведением, которого остро не хватает сейчас. Нужно наконец проявить политическую волю и возродить эти курсы, закрытые Ельциным. Речь идет о подготовке сотрудников территориальных органов на случай особого периода. КУОС не готовил кадры для диверсий за рубежом. Здесь готовили кадры для умения вести партизанскую войну. А этому нельзя было научиться ни в одном другом подразделении. И главное, чему здесь учили – это чувство товарищества. Подготовка была весьма жесткая – и марш-броски, да еще с рацией, и рукопашный бой, и многое другое. Но прежде всего прививалось чувство “Сам погибай, а товарища выручай!” Кроме того, слушатели приходили на курсы, уже имея агентурную подготовку. Это и отличает спецназ госбезопасности от спецназа ГРУ, у которого тоже есть много преимуществ – с точки зрения физической подготовки, огневой подготовки они сильнее. Но они не имеют агентурно-оперативной подготовки, не занимаются организацией партизанских действий, агентурным проникновением, инициированием повстанческих движений. Например, в Афганистане мы участвовали в том числе и в создании первых местных спецподразделений. Сейчас такой подготовки нет. А она нужна сегодня, в том числе и отделам по борьбе с терроризмом».

С Героем Советского Союза В.С. Белюженко

А вот что рассказал еще один участник штурма дворца Амина: «КУОС, то есть КУзницу Оперсостава Спецназначения долго не решались создать, поскольку высшее руководство сомневалось: не создадут ли они такого монстра, который свергнет их самих. Вот в чем дело. Поэтому вопрос о создании вот этих специальных курсов был непростой. И продавил его только Андропов Юрий Владимирович. Ведь что происходило в начале Великой Отечественной войны? Руководителями партизанских отрядов были первые секретари обкомов, которые не знали, что такое партизанская война. Они не представляли, как борется с партизанскими отрядами противник, как противостоять проникновению его агентуры. В результате многие отряды под руководством первых секретарей были уничтожены. И вот тогда остро встал вопрос, что нужно готовить специальные кадры. Было создано 4-е Управление НКВД СССР Павла Анатольевича Судоплатова, которое в дальнейшем успешно решало поставленные задачи в тылу противника. Именно опыт Великой Отечественной войны использовался при создании КУОС, где готовили будущих руководителей партизанских отрядов. Спецподготовка включала радиодело, подрывное дело, парашютное дело, скалолазание – то есть это было не дешевое обучение. Но страна вкладывала деньги. И уже первое боевое применение резервистов в Афганистане показало их высокую эффективность – не только при штурме дворца Амина, который был в принципе изначально провальной войсковой операцией по штурму укрепленной крепости при численном перевесе противника 10:1. Правда, мы и с этой задачей справились. Но было много и других операций – например, по освобождению заложников, ликвидации жестоких главарей бандформирований. А чтобы провести такую ликвидацию, нужно вначале получить информацию от своего агента, что интересующий вас объект появится там-то, на такой-то машине, в такое-то время… Дальше уже вопрос техники. Вот это и есть спецоперация. А если ты вступил в боевое соприкосновение с противником – это уже считается провальной операцией. Спецоперация должна пройти так, чтобы никто и не понял, что произошло, и кто это был. В дальнейшем на базе КУОС был создан «Вымпел», который действовал уже на постоянной основе. Наши ребята были во всех провинциях и занимались прежде всего проведением агентурно-оперативной работы, то есть спецоперациями. О которых никто не знает. Например, штурм Тора-Бора. Как лезть в пещеры без наличия там агентуры? Потом были Ангола, Мозамбик, Никарагуа, Эквадор. Так что я считаю, что спецподразделения госбезопасности доказали свою эффективность, и что деньги были вложены не зря».

Андрей Бояринов

Ну и конечно, мне бы хотелось привести выдержки из нашего разговора с Андреем Бояриновым, потому что сегодняшний день для него был особенно знаменательным.
– Андрей, как ты воспринимаешь сегодняшний праздник?
– 50 лет… Открыто отмечаем, приходит телевидение, собираются ветераны. Значит, это выдержало проверку временем. Родилось это не на пустом месте. Отец, пройдя Великую Отечественную войну, находясь в подобных подразделениях, постигал эту школу в боевой обстановке на Северо-Западном фронте, ходил за линию фронта, видел кровь. Это было страшно – как и многие фронтовики, он отмечал 9 Мая один и часто плакал… Их отряд специального назначения, которым командовал Шалва Чедия, подчинялся 4-му Управлению НКВД СССР Павла Анатольевича Судоплатова и состоял из бывших пограничников. Очень сильное влияние на отца оказала мама, она была врачом, с высшим образованием. Он тоже стал учиться, потом преподавать. Потом познакомился с Ильей Григорьевичем Стариновым, который тоже оказал на него большое влияние. В результате к концу 60-х годов отец уже был признанным специалистом в области тактики партизанского движения. И КУОС стал венцом всей его жизни. Я помню переезд на объект «Балашиха». Объект относился к Высшей школе КГБ СССР, и о его существовании не знал никто даже в системе КГБ. Курсы были полностью засекречены и легендированы – так же как легендированы были сами слушатели. Даже их начальство не знало, что они проходят обучение в этой системе. В случае войны КУОС разворачивались в бригаду особого назначения. Это явное продолжение линии Судоплатова, что видно не только по личному общению отца, но и по тем книгам, которые он читал, которые были у нас дома. В начале 90-х «Вымпел» проводил мероприятие на Арбате. Туда привезли Павла Анатольевича Судоплатова. Меня представили ему, и он сказал мне: «Андрей, запомни: твой отец – великий человек». Сейчас, имея за плечами немалую школу, я понимаю, что в то время друг другу противостояли две сверхдержавы – противостояли во всех сферах. И я думаю, что командиры спецгрупп, которых готовили на КУОС и которым в случае войны передавалась агентура, находящаяся за рубежом, были готовы решать стратегические задачи. Бригада, которая разворачивалась на базе КУОС, могла решать стратегические задачи в отношении главного противника. Настолько это было серьезно. И большую роль в этом сыграл Юрий Владимирович Андропов.
– А кого ты можешь назвать из тех людей, которые работали рядом с отцом?
– Это была замечательная плеяда людей. Коллектив был уникальный – неординарные, выдающиеся люди. Прошедшие войну, Сталинград, поработавшие в тылу врага. И когда такие люди объединяются вокруг одной цели, то их энергия не складывается, а умножается. Отец дышал этим, жил этим – в этом смысле он был счастливым человеком. И первое применение его детища в Афганистане – а мы знаем, что люди «Зенита» проникали во все сферы афганского общества и видели, что отношение к русским очень позитивное – стало его звездным часом. К сожалению, эта звезда закатилась – закатилась не по его вине, не по вине его соратников, единомышленников. Это была злая воля, я бы сказал, дьявольская. Но наш путь по-прежнему освещает звезда по имени КУОС».

М.И. Ножкин, И.П. Евтодьев, С.А. Голов, М.Н. Малиновская и др.

В завершение вечера со своими замечательными песнями выступил Народный артист СССР Михаил Иванович Ножкин, после чего всем участникам юбилейного торжества был вручен знак «50 лет КУОС» и сборник очерков и воспоминаний «КУОС-50», в котором указано, что «книга не предназначена для распространения в торговой сети». Но я все же приведу одно из стихотворений (автор Анистратенко Александр Иванович):

Ночь, туман и непогодь в подмогу,
Рюкзак, бронежилет и автомат,
Маршрут по карте выверенный строго,
И каждый в группе близкий друг и брат.

Змеей скользя среди болотных хлябей,
Сквозь дождь и снег идем к «объекту» мы,
Прикрой меня, идущий тихо сзади,
Я атакую призраком из тьмы.

Бросок наш быстр, рассчитан до мгновенья,
И каждый в группе словно одержим,
Пройдем как нож, изрубим как поленья…
Наш атакующий порыв неудержим.

Уйдем во тьму, решив задачу Центра,
Рассыпавшись горошинами в лес.
Пройдут часы, минуты и мгновенья,
И встретимся мы вновь на ОПС.

Не все придут, – потери неизбежны.
На то война, и мы идем на бой.
Мы третьим тостом помянем, как прежде,
Прикрывшего собою нас с тобой…

 

Автор: Андрей Ведяев

Источник: http://zavtra.ru/blogs/druzhba_na_ostrie_mecha

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Новости СПО "ВЫМПЕЛ"

Ассоциация Группы ВЫМПЕЛ
Конкурс Песни СИЛЫ